Обзор интегрального усилителя Electrocompaniet ECI 80D. Журнал StereoNET, ноябрь 2020.
Сначала про аналоговую часть. Заявленная выходная мощность секции оконечного усилителя составляет 80 Вт на канал в классе АВ на нагрузке 8 Ом, при этом мощность практически удваивается при переходе на 4 Ома. Выходные каскады усилителя оснащены защитой от короткого замыкания на выходе, от перегрузки и перегрева. Усилитель оснащен двумя комплектами стерео-входов на разъемах RCA, а также парой входов ММ-фонокорректора (также на RCA). Те, кто пожелает расширить свою аудио систему, смогут использовать аппарат в качестве предварительного усилителя, поскольку у него есть выход предварительной ступени. Имеются также два выхода на головные телефоны (6,3 мм и 3,5 мм), которые почему-то установлены на задней панели аппарата.
Что касается цифровой части, тут мы видим три оптических входа TOSLINK и два коаксиальных. Все они поддерживают цифровые форматы PCM от 16 бит / 44,1 кГц до 24 бит / 192 кГц, полностью реализуя возможности интерфейса S/PDIF. Также присутствует встроенный Blutooth 5.0 и кодек SBC относительно скромного качества; Electrocompaniet обладает совместимостью с AAC и aptX HD. AAC – лучший формат платформы Apple, aptX HD же в старших моделях смартфонов Android гарантирует достаточно хороший звук. При этом имеется и обратная совместимость с более распространенным обычным aptX (естественно, за счет качество звука). К счастью, мой собственный смартфон подтвердил свою совместимость с aptX HD.
На мой взгляд усилитель внешне очень привлекателен. В стандартной версии он предлагается в черном корпусе, но имеется и серебристая в качестве опции.
Для обзора мне предоставили чёрный усилитель с позолоченными кнопками, которые выглядят вдвойне эффектно благодаря 10-миллиметровой плексигласовой накладке на лицевую панель. Слева присутствует дисплей с синими флуоресцентными символами на черном фоне, на который выводится информация об активном входе, уровне громкости и формате входного цифрового сигнала при наличии последнего. Это классическая внешность Electrocompaniet, не менее легко узнаваемая, чем дизайн McIntosh.
Единственное, что меня не очень устроило, это кнопки громкости, но вместо них можно воспользоваться пультом ДУ, который идет в комплекте. Что вызвало мое искреннее недоумение, это ширина корпуса усилителя. На первый взгляд это не очень бросается в глаза, но при ширине в 470 мм на самом деле он не менее внушителен, чем, скажем, плита проигрывателя винила Michell GyroDec.
Корпусы большинства моделей Hi-Fi-аппаратуры имеют ширину 434 мм, и именно на такой размер рассчитана основанная масса аппаратных стоек Hi-Fi (моя собственная стойка способна вместить аппарат не более 450 мм по ширине). Кто-то скажет, что это не более, чем причуда, типичная для компании Electrocompaniet, но, к сожалению, для кого-то это обстоятельство может сыграть решающую роль не в пользу выбора данной модели. Мне пришлось установить усилитель на верхнюю полку моей стойки, но нет худа без добра: при этом я получил беспрепятственный доступ к выходам на головные телефоны…
Выход усилителя переключается с колонок на наушники вручную с помощью кнопки на пульте ДУ, и при каждом таком переключении громкость автоматически устанавливается на значение 10 (начальный уровень по умолчанию) из 100, при котором усилитель звучит очень тихо. Зачем это сделано именно так, вполне понятно – было бы странно, если бы начальный уровень был бы избыточно громким. Но на практике это создает определенные неудобства. Защита усилителя от перегрузки, срабатывающая при значительном превышении напряжения выходного сигнала уровня в 4 В, подтвердила свою актуальность, когда я пытался слушать некоторые модели головных телефонов на излишне высокой громкости: звук при этом пропадал, а на дисплее появлялось сообщение «PROT».
Во время испытаний усилитель ECI 80D был подключен к моим напольным акустическим системам VAF Research I-93, которые по заявленным характеристикам при соответствующем усилении способны воспроизводить частоты ниже 20 Гц при номинальном импедансе всего в 3 Ом, что заставляет любой усилитель работать «на полном газу». К счастью, для усилителя Electrocompaniet это не стало проблемой, и он доказал свою состоятельность, легко справившись с подобной нагрузкой. В качестве источников сигнала использовались стример Denon и проигрыватель винила Rega Planar 3 с головкой звукоснимателя Rega Exact, а также мой смартфон с поддержкой aptX HD.
ПРОСЛУШИВАНИЕ
Например, прекрасно записанный альбом Weather Report 1982 года подарил мне истинное наслаждение. Я слушал оригинальный пресс этого альбома, сведенный при половинной скорости и вышедший на CBS где-то в 80-х годах; эта запись отличается потрясающе глубоким басом, который, однако, отлично контролировался усилителем Electrocompaniet и звучал упруго и точно. Моим референсным колонкам VAF требуется весьма брутальный «кормчий», который мог бы заставить их проявить свои лучшие качества, и усилитель довольно легко справился с этой ролью. Звуковая панорама впечатлила своими масштабами, и при этом инструменты были четко локализованы в пространстве и по ширине панорамы, и по высоте. Ударные инструменты время от времени ощутимо выделялись из фронтального эшелона звуковой сцены, усиливая ощущение пространства.Усилитель продемонстрировал нейтральное, спокойное и музыкальное звучание, характерное для техники данного бренда. Это чистый звук, не привносящей в музыку какого-либо постороннего оттенка, который на самых критических пассажах может становиться очень энергичным и громким без каких-либо ограничений.
Прекрасно прозвучала и моя «сетевая» музыкальная коллекция. Трек Рая Кудера Nobody с альбома Jazz удивил необычайным эффектом присутствия, голоса и сопутствующая им гитара, казалось, физически находились в пространстве между колонками. Я получил по-настоящему яркое впечатление.
Чтобы определить звуковой характер усилителя, я затем решил обратиться к музыке, которую с трудом можно назвать «благозвучной» и которая предъявляет серьёзные требования по отношении к усилению. Песня Nature Boy группы Primus, как и положено, звучала исключительно под бас-гитару Клэйпула, но запись этой неистовой команды при всем минимализме сопровождения вызывает у слушателя поразительное ощущение пространства при условии, что аудио система в состоянии его передать. И даже с такими нелёгкими на раскачку акустическими системами, как мои VAF, усилитель Electrocompaniet показал высший класс в плане контроля басовых динамиков. Демпинг-фактр у ECI 80D довольно высокий (300), что и подтвердилось в процессе прослушивания данного альбома на высокой громкости с отлично передаваемым пространством и «воздушностью», что, в свою очередь, обеспечило высокое разрешение в мелких деталях.
Что касается динамики, для оценки этого показателя обычно мне бывает достаточно послушать балетную сюиту Щедрина на тему Бизе Кармен в исполнении канадского камерного оркестра I Musici De Montreal под управлением Юлия Туровского (Chandos). Эта музыка до предела насыщена перкуссией, что даёт возможность сразу оценить уровень системы воспроизведения.
Усилитель продемонстрировал способность блестяще передавать резкие контрасты и переходные процессы, не вырывая их при этом из общего звукового контекста; каждый инструмент кажется чётко локализованным в пространстве сцены, и даже на почти нереальных по своей громкости всплесках он не меняет своего положения, что говорит о том, что усилитель ECI 80D всё держит под контролем. По выходу на головные телефоны усилитель Electrocompaniet также оказался на высоте как с динамическими наушниками, включая мои Focal Elear или Sennheiser HD 560S, так и с изодинамическими планарами Oppo PM3.
ВЕРДИКТ
Интегральный усилитель Electrocompaniet ECI 80D – аппарат, несколько причудливый на вид, но при этом претендующий на звучание премиум-класса. Он обладает большой мощностью и широким набором функций, а также отличным звучанием, в том числе и через головные телефоны. Нельзя не отметить также своеобразную и узнаваемую эстетику корпуса, как и безупречное качество сборки, типичные для данного бренда – все это дорогого стоит.
Источник:
Обзор интегрального усилителя Electrocompaniet ECI 80D. Журнал StereoNET, ноябрь 2020.