В наше время у зрителей очень неоднозначное отношение к киноблокбастерам производства Marvel. Одни зрители критикуют фильмы за излишнюю зрелищность, отсутствие адекватного сюжета и наборы штампов. Другие вовлекаются во вселенную комиксов так, что позже не могут жить без супергероев. При всей своей спорности, продукция Marvel давно стала своего рода «зеркалом» массовой культуры и транслирует не только какие-то сюжеты, посвященные определенным героям, но и некоторые символы, которые в научной среде называются «культурными кодами». И музыка здесь занимает далеко не последнее место. Вообще, многие рокеры, которых мы с вами любим и уважаем, были поклонниками комиксов: например, Pink Floyd помещали на свой второй альбом A Saucerful of Secrets изображение Доктора Стрэйнджа и даже посвящали ему песни, а Марк Болан того же Стрэйнджа упоминал в своих песнях. Говорят, что хиппи , мягко говоря, «торчали» от комиксов!
И вот наступают 2010-е. Мы живем в очень синтетическом эклектичном мире, где всякое новое оказывается «хорошо забытым старым». И кто бы мог подумать, что очередной «марвеловский» фильм станет проводником для молодых поколений ко многим казалось бы уже забытым явлениям. О чем же речь?
В уже далеком для нас 2014-м году выходит очередной супергеройский фильм «Стражи Галактики» Джеймса Ганна, мгновенно ставший блокбастером, побив многие рекорды. В фильме рассказывалось о Питере Квилле, мальчишке из 80-х, которого похищают с Земли. В будущем он станет контрабандистом, так как его воспитают преступники. Волею судей, украв артефакт Камень Силы, он становится лидером «Стражей Галактики» - группы таких же авантюристов, которые борются со злом в лице Ронана, военначальника Крии.
Насыщенный сюжет, огромное количество спецэффектов и драматическое напряжение стали отличительными чертами фильма. Но как мы говорили раньше, одной из особенностей «Стражи» стали некие символы. Таковым был, например, плеер Walkman, подаренный Квиллу его уже давно покойной мамой в 1980-е. Это не просто девайс, а настоящий «проводник» между прошлой жизнью героя и его настоящим. Естественно, Квилл слушает на нем аудиокассеты, состоящие из «самописных» сборников (там это называется микстейпом).
В современном кино очень многие кинорежиссеры любят в свои ленты вставлять в качестве фона давно забытые песни. Большим спецом в этом стал Квентин Тарантино, буквально доставший из небытия десятки уже никому не известных песен времен 60-70-хх, сделав их вновь хитами и шлягерами. Джеймс Ганн, судя по всему, хотел пойти по такому же пути.В фильме очень много песен тех лет, это тоже некоторое отражение массовой культуры, особенно американской. Ганн, готовясь к съемкам, а потом к монтажу, специально подобрал список из почти сотни песен, ставших чарт-топперами Billboard. Для достижения какой-то особой атмосферы даже во время съемок на площадке звучала музыка из этого «особого» плейлиста. Так что подобный ход оказался еще и неплохим маркетинговым решением.
Саундтрек к фильму — это отдельная история. Помимо отобранных песен, была сочинена авторская музыка кинокомпозитора Тайлера Бейтса. И после выхода фильма выпустили две пластинки-саундтрека : одна являлась таковой, а другая называлась Awesome Mix Vol.1, соответствуя надписи на кассете Квилла. При этом, подобранные режиссером песни вовсе не однородны, а сборник очень эклектичен.
Есть здесь место и «инопланетной» теме в виде Зигги Стардаста. Песня Дэвида Боуи Moonage Daydream после выхода фильма будто бы вновь стала хитом. Безвременная кончина певца двумя годами позднее закрепила за ним статус гения рок-музыки, а Moonage Daydream, повествующая о рокере с Марса Зигги Стардасте, прибывшем спасти планету от катастрофы, превратили некогда просто тяжелую роковую песню в настоящий хит. Тема спасения планет от катастроф очень перекликается с «марвеловскими» сюжетами. Нельзя снять фильм про космос, не включив туда космического Зигги.
Нашлось место и братья Джексонам с маленькими Майклом на лид-вокале. Под заводную I Want You Back танцует Грут, антропоморфный деревянный герой. В прямом смысле деревянный. Некогда песня была хитом баббл-гамовых чартов, ориентированных на подростков, но позже была признана серьезными критиками и даже включена в списки самых влиятельных песен. На сборнике «баббл-гамовую» тематику продолжает Руперт Холмс со своей прилипчивой песней Escape (The Pina Colada Song). Сюжет песни повествует о ловеласе, которому наскучили его нынешние отношения, и он в сердцах решает порвать со своей партнершей, желая найти новую. Наткнувшись в газете на объявление, что некая женщина ищет мужчину, любящего, среди прочего напиток пина-колада, он договаривается с ней о встрече. Придя в бар, он обнаруживает, что это его нынешняя партнерша, от которой он так хотел сбежать.
В фильме были и очень тяжелые рок-боевики, как, например Cherry Bomb девчачьей группы Runaways. Одна из тех песен, которая доказывает, что с виду хрупкие девчонки могут быть оторвами и выдать на гору мощные тяжелые номера. Песня уже почти 40 лет считается эталоном американского хард-рока.
Особенно запомнилась сцена танца Квилла в пещере под Come and Get Your Love групы Redbone. В годы своей было популярности песня считалась неофициальным «национальным гимном выходного дня» на Нью-Йоркском радио, но выше пятого места в чартах не поднялась. Спустя 40 лет ее вновь ожидает большой успех. И удивительно то, что несмотря на весь грув и задор, типичный для афро-американской музыки фанк и соул, песня исполняется коренными американцами-индейцами.
Выход саундтрека сопровождался интересной пиар-акцией. Помимо того, что сборник отпечатали на виниловой пластинке, для некоей аутентичности отпечатали еще большой тираж аудиокассет. Это событие стало одной из причин резкого подъема интереса к этому уже практически отжившему своё физическому носителю. После этого был зафиксирован своеобразный «бум» аудиокассет, почти ренессанс. Но ничего подобного тому, что было в конце «нулевых» и в начале «десятых» в отношении винила, с кассетами, к сожалению, не произошло.